Как известно, дурная голова ногам покоя не даёт. Очень правильная мысль, в
полном соответствии с которой присоединился я 15-го июля к группе питерских
велосипедистов, упорно именующих себя "байкерами", для поездки на Соловки. Не
сказать, что я уж такой фанат велосипеда, но мысль посетить это легендарное
место давно сверлила голову, а ехать на чудо-остров с обычной туристической
группой страшно не хотелось – скучно. Так что, прикупив особоспециальный рюкзак
класса "велоштаны" и набрав по друзьям пенок, палаток,
спальников, я прибыл к пяти
часам на Ладожский вокзал.
Толя Чайка, наш Вождь, главный организатор и идейный вдохновитель процедуры,
раздал билеты. Потом разобрали велики, загрузились с божией помощию в вагон и
поехали брать Кемь…
Скит – сооружение, предположительно жилое, казарменного типа, двух-трёх этажное,
в котором предполагается жить, отдавая богу душу. Сейчас стоят полуразрушенные,
но некоторые восстанавливаются добровольцами. Рядом со
скитом обязательно есть храм или развалины оного.
Дорога – для Соловков это сильно вытянутый в длину участок леса, свободный от
растительности. Представлен на карте сплошной линией.
Воспоминание о дороге – на карте это пунктир. В отличие от дороги (см. выше), от
растительности не свободен. Иногда вовсе и не угадаешь, что это такое.
Кемь. Стоянка 20 минут. Команда ещё не сработалась, поэтому выгрузка из вагона
происходила в небольшой суматохе. Наконец вылезли, собрались переупаковались,
собрали снарягу, сели по коням и поехали к вокзалу.
Тут же произошёл первый ремонт – у Маши спустило заднее колесо. Починили.
Хватило только на 100 метров до вокзала. Там починили ещё раз :).
В конце концов все собрались, закупились едой для перекуса на пароходике и
поехали. Сначала осмотрели местную достопримечательность – Успенский собор (надо
полагать - шедевр деревянного зодчества). Потом, не спеша покатили в
Рабочеостровск – морские, образно говоря, ворота Кеми. Поначалу путешествие
выглядело просто шоколадно – не жарко, не быстро, асфальт, остановки. Просто рай
какой-то!
|
В порту нас ждал пароходик с почти колумбовским названием "Анна-Мария". Двадцать
минут на загрузку великов и рюкзаков, и вот Кемска волость остаётся за кормой.
Море спокойное, плыть ещё три часа, так что на этом месте я тихо-мирно заснул в
кубрике. Зря, наверное, заснул – народ говорит, что видел касаток, мне же
достался только белухин хвост, показавшийся над водой при подходе к Соловкам.
Пришвартовались, выгрузились, собрались, поехали на поляну. В душу закрались
первые подозрения: ехать в горку это нормально, ехать по песку – тоже, но ехать
в гору по песку, да ещё с грузом на багажнике – занятие весьма забавное.
Впрочем, горка была совсем крохотная и, через 5 минут, мы уже выбирали место для
лагеря. Ещё часа полтора-два ушло на палатки и сбор дров и, наконец, состоялся
первый заезд по Соловкам: школа юнг, дамба, Большая Муксалма и Сергиевский скит.
По мере удаления от монастыря, подозрения по поводу лёгкого бездорожья
становились всё сильнее и сильнее – человеческая грунтовка постоянно
превращалась то в камни, то глубокую болотистую колею. Становилось понятно, что
легко отделаться не удастся…
Впрочем, глаза боятся – руки (в данном случае ноги) делают. С божьей помощью
доехали до дамбы, сфотографировались группово, поглазели на тюленя, приплывшего
на шум колёс. Народ попрыгал по развалинам Сергиевского скита. Да и двинули,
погоняемые тучей комаров, назад.
Вечером костёр/пиво/вино/шашлык (последний был замочен и заботливо привезён на
Соловки Фаустасом – надо полагать, корифеем велотуризма) и легли спать.
Впечатление дня: неплохое получается путешествие.
Сначала я думал ключевое слово – Соловецкая, позже решил, что – Большая, а по
ходу процесса казалось – Петля.
Идея была нехитра – проехать вокруг главного остова архипелага, осматривая по
дороге церквухи/скиты и прочую достопримечательность. Двинулись в 9 утра.
Запаслись водой по дороге. Я, учитывая свою склонность от души попотеть, взял
дополнительную бутылку.
Дальше понеслось: Филипповские Садки, Ботанический Сад, купание в озере,
Секирная гора, Саватьевский скит. Было немного жарко, а к моменту, когда мы
доехали до места под названием "Ново-Сосновая" ещё и вода почти у всех
закончилась.
Дальнейший путь проходил сначала через болотце, потом через лес, потом
километров двенадцать ехали по воспоминанию о дороге, заглядывая во всякие
ручейки и ямки. Воды всё не было. Рыбаки с мыса Овсянников показали нам ямку из
которой сами пьют. Энтузиазма содержимое ямки не вызвало – поехали дальше.
Искупались по дороге в Белом море. Холодное.
Тут команда разделилась, и более
опытные товарищи укатили вперёд, на Банное озеро, а группа человек из десяти
поехала помедленнее, продолжая оглядывать потенциально питьевые места.
Наконец свершилось – из под холмов к морю сочился поток чистой и холодной воды.
Мысль о питье из копытца и возможности превратится в козлёночка сразу ушла в
небытие. Побросали велики. Разбежались по камням. Встали раком, опустив лица в
воду. Жалко не было уже сил доставать фотик. Полегчало. Доехали до Банного
озера, где была еда и чай. Обратно возвращались по красивейшей просеке – бывшей
железной дороге.
Вечером баня и спать.
Впечатление дня: пить охота - сил нет.
Местная религиозная братия считает этот остров особовыделенным святым местом, которое охраняют из-зо всех сил. Можно подумать много народу туда доберётся втихаря. Ну да Бог им судья... :)
Выехали с утра. Снова двинули на север до Ребалды. Там уселись на лодочки.
Признаться, внешний вид лодочек и давешние впечатления о температуре воды Белого
Моря подбивали меня отказаться от продолжения маршрута, но был убеждён
товарищами в безопасности и сломался.
Поплыли. Приплыли. Местному береговому стражу наш Вождь
отчитался о разрешении Архимандрита поколесить по Анзеру. Пустили. Омочил новые
кроссовки в прозрачных беломорских водах – нету пристани, приходилось таскать
велики по шатающимся камням.
Дорога по Анзеру оказалась для меня несколько труднее соловецких троп. Никак не
был я готов к таким длинным и крутым подъёмам. Тем не менее, через полчаса
доехали до Святотроицкого скита. Спуск к скиту был великолепен – относительно
ровный, метров четыреста длиной с высоты метров пятьдесят. Правда, сразу стало понятно,
что обратно наверх придётся идти пешком :)
Посмотрели скит. Потом прокатились на Троицкий мыс, где попытались перекусить.
Но время полджимало, так что перекус отменили (пришлось стрескать заначку из
мятого сникерса) и двинули на Голгофу. Голгофа – величественно,
высоко и красиво.
Вообще, надо сказать, Анзер странное место. Ощущение
природы таково, что кажется, едешь по Прибалтике. Сосны (правда невысокие),
и лес прозрачный, песок, солнце, озера. И вдруг бац! –
карликовые деревца, гранит, север, холодное море...
С Голгофы двинули назад. Снова Свято-Троцкий скит. Огромный подъем. Сумашедший,
но восхитительный спуск к морю. Баркасы. Ребалда.
А дальше как вчера: Банное озеро, прекус, фотки, обратный путь по железной
дороге.
Вечером не стали сильно расслабляться, а поехали смотреть Переговорный камень.
Потом народ двинул на мыс Печак, но тут "силы покинули графиню", и я с шестью
сподвижниками отправился назад в лагерь. По дороге пофоткал всякое и подружился
с местной собакой.
Впечатление дня: есть охота – сил нет.
Монастырь там есть. Большой. Бесмыссленный как все монастыри. На вид весьма
древний. Не впечатлил. Копорье, например, куда как лучше. Что поразило почти до слёз – музей СЛОНа.
Но это личное впечатление - не для рассказа.
Короче, встали рано, поели быстро. Сложились ещё быстрее. Уехали на пристань,
где оставили велики и вещи под присмотром Главного. Пошли в монастырь на
экскурсию, проведённую "высокой очаровательной девушкой".
На Немецком Кузове |
Хотел было купить в местном музейном ларьке папирос "Беломорканал" и спичек с надписью "Соловки", но что-то подсказало, что это забава класса "привёз из Бухенвальда зуб без коронки на цепочке" и она не для меня.
Потом всё тот же пароходик, на котором я сразу ушёл в
кубрик и уснул. Проснулся от странных
поворотов и качки – это мы маневрировали на подходе к Кузовам. Острова
так называются. Высадились, надо полагать, на Немецком Кузове. Гранит, мох,
карликовая берёза – один в один Североморск. Красиво, впечатляет.
Забрались на макушку, где в очередной раз сфоткались группово.
Потом еда в виде плова, Кемь, дорога, вокзал, магазин, поезд. Поезд прибыл
удачно, на первый путь – не пришлось скакать с великом и рюкзаком по переходу.
Загрузились минут за восемь – опыт :)
Дальше – тёрки/разговоры. Пиво с сыром и чай с печенюшками.
Впечатление дня: асфальт
есть!!!!
Стоянка в Медозере. Проснулся в Лодейном. Потом ещё поспал до Назии, а там и
Ладожский вокзал. Вот и всё.
К вечеру пропало желание что-нибудь пожевать и всенепременнейше запить водичкой.
И побольше водички, побольше. В голову вернулись мысли о работе и женщинах. Это
я? Похоже, что я :)
А вообще получилось 205 километров, из них ~170 по "без асфальта". 28 часов в седле. Средняя скорость 14 км/час, но на Соловках она была, полагаю около 12. Максимальная скорость была, как ни странно, достигнута по дороге в Ребалду и составила 42 км/час. Заодно я с удивлением узнал, что на валунах и под горку велосипед тормозится крайне неохотно :-)
С погодой крайне повезло – единственный дождь прошёл ранним утром в понедельник. А сразу за нами на Север пришёл циклон с ураганами, который даже прервал на сутки железнодорожное движение между Медозером и Петрозаводском.
С едой надо было поступить как-то по другому – мне явно еды не хватало. Наверное надо было глюкозы в аптеке взять.
Жалко не посмотрели ископаемые места. К «святыням» всяким я довольно равнодушен, а вот несколько точек, помеченных на карте как «памятники археологии» я бы глянул, тем более, что проезжали их совсем рядом.
Тренироваться надо больше :) Вообще-то, можно было сделать больше хороших и динамичных фоток. Но где было взять сил регулярно обгонять команду?
EOS 350 рулит! На одном аккумуляторе я не только осоловел Соловки, но ещё на даче в выходные развлёкся и всё это перекачал на комп. И УРА объективу EF 24-85!!!
Седло. Надо седло и штырь купить для бездорожья. В конце концов дорог много, а промежность у меня одна.
Если кто соберётся туда, будте готовы к отсутствию дорог, постоянным перепадам высот и к тому, что с погодой может и не повезти.
Вот ЖЖ
коллеги по байонету
EF Жени.
Самые красивые фотки.
Это страничка нашего летописца Сергея.
Самый полный
фотоотчёт.
А тут Андрей выложил треки.
Самое точное
описание маршрута и
рассказ.
Здесь публикуют объявы о путешествиях: www.velotur.ru